Под шестью слоями краски. 7 интересных фактов о реставрации смоленской иконы Одигитрии

Почему преображение смоленской иконы Богоматери Одигитрии заняло три года, и какие тайны открыл ее древний образ.

Текст: Михаил Ефимкин

Сколько раз икона Смоленской Божией Матери Одигитрии поновлялась за свою историю, в какие «рубашки» и когда ее одевали, и почему после работы ученых взгляд Богоматери стал особенно пронзительным — специально к юбилею возвращения заступницы Смоленска в Успенский собор, Smolgrad.ru собрал самые интересные факты о первой научной реставрации значимой православной святыни.

Между Швецией и Грецией. Откуда произошло название Смоленска

В феврале 2015 года свое привычное место на возвышении в правой части Успенского собора в Смоленске заняла икона Смоленской Богоматери Одигитрии, известная в истории как «надвратная». Она вернулась в город после реставрации в Москве. За три года восстановительных работ образ претерпел значительные «изменения», которые смогли пролить свет на историю создания Одигитрии и ее непростую судьбу.

Куда исчезли сантиметры?

С учетом латунных обкладок, которые были закреплены на иконе до 2012 года, ее размер составлял 246,5х127,7 см, а теперь соотношение сторон — 239,5х124 см. Куда исчезли сантиметры? На самом деле, все объясняется довольно просто: доски щита иконы потрескались от времени и разошлись, в разные годы их скрепляли разными способами, например — шпонками, да и те к ХХI веку утратили свои качества. Поэтому немного расстояния «съело» повторное соединение досок. Кроме того, ученые сняли латунные обкладки, которые раньше держали доски вместе, и скрепили щит специальной легкой титановой рамой, которая оказалась куда менее громоздкой.

«Лоскутное покрывало»

Как выяснили ученные, за свою более чем четырехсотлетнюю историю смоленская икона Одигитрия пережила не менее 16 поновлений (Прорисовывание образа поверх изначального слоя краски, иногда удаление обветшалых частей. Многие приемы поновления запрещены в современной реставрации. — Прим. ред.). Причем образ ни разу не переписывался полностью. Каждый раз художники «подрисовывали» только какие-то отдельные фрагменты образа. В результате современным реставраторам пришлось буквально собирать мозаику по кусочкам, постепенно удаляя более поздние наслоения краски и открывая максимально ранние слои рисунка.

Непростая борьба шла за каждым сантиметр иконы, где могло быть до шести слоев краски разного времени. В итоге, восстановленная икона на сегодняшний день состоит из зарисовок конца XVI — начала XVII века, второй половины XVII века, второй половины XVIII века, XIX века, ХХ века. Но некоторые части красочного слоя, к сожалению, утрачены до основания. Так, например, лицо младенца Христа сохранилось только в виде рисунка, относящегося к XIX веку, а вот лик Богоматери, за исключением носа, относится к древнейшим частям иконы. Живопись и грунт здесь датируются концом XVI — началом XVII века.

Оклады иконы

За историю существования надвратной Одигитрии у нее было как минимум четыре оклада. Первый, сделанный изначально, был басманный (басма – тонкие листы металла, прибитые к поверхности иконы). Второй изготовили в 1811 году, правда, в 1812-м его похитили мародеры, поэтому в 1816 году снова переделали. Этот вариант оклада просуществовал до революции (его можно видеть на фотографиях до 1917 года), например, когда Одигитрию выносят на Бородинское поле к столетию победы над Наполеоном). Третий появился в начале 40-х годов ХХ века, когда в Успенском соборе оккупационные власти возобновили богослужения. Тогда оклад был тканевым. Последний известный нам серебряный оклад весом 25,5 кг появился в 1954 году.

Директор ГосНИИР Дмитрий Антонов Демонстрирует фотографию иконы Одигитрии на Бородинском поле в 1912 году
Директор ГосНИИР Дмитрий Антонов Демонстрирует фотографию иконы Одигитрии на Бородинском поле в 1912 году / Фото: Смоленская Митрополия

После реставрации он перестал подходить к иконе, поэтому сейчас просто не используется, однако был отреставрирован как отдельный объект. Большинство известных нам окладов попросту прибивались к иконе гвоздями, поэтому реставраторы обнаружили огромное количество отверстий по краям образа. Некоторые гвозди, которые невозможно было извлечь по каким-то причинам, законсервированы внутри досок иконы.

Выразительный взгляд

Сейчас при посещении собора и первом взгляде на икону Одигитрии всех путешественников поражает ее взгляд — особенно глубокий и проникновенный. Не могла ускользнуть эта деталь и от реставраторов.

Икона Смоленской Богоматери Одигитрии после реставрации
Икона Смоленской Богоматери Одигитрии после реставрации /Фото: Смоленская митрополия
«Особенностью иконы следует признать трактовку глаз Богородицы, — пишет Софья Волкова в книге «Надвратная смоленская икона Божией Матери Одигитрия». – Черная опись глаз и бровей встречается не часто, а яркие и очень крупные белки глаз, обхватывающие по кругу радужку, не встречаются ни на одной иконе указанного периода. Эти особенности создают чрезвычайно выразительный взгляд, который не дает потеряться древнему лику даже в окружении поздней, плотной по цветовой гамме, живописи».

Иногда складывается ощущение, что Богородица взирает на нас откуда-то из глубины веков.

Тонкий щит

Поразительно, но такое огромное по площади изображение нарисовано на достаточно узком деревянном щите из досок толщиной всего 3 см. При этом ширина каждой доски составляет 30-33 см. Перед соединением шпонками доски, по всей видимости, обрабатывались рубанком, а после соединения тем же инструментом дополнительно устранялись неровности и шероховатости.

«Рубашки» иконы

Интересно, что в течение своей жизни поверхность щита иконы сзади всегда закрывалась специальной «рубашкой» или «сорочкой», которая представляла из себя отрезы различных видов материи. До нашего дня дошли две последних «рубашки», однако, ученые нашли и остатки и предыдущих «сорочек». По всей видимости, первая из них была льняная, бирюзово-зеленого цвета. Вторая – шелковая зеленая. Третья – хлопчатобумажная розовая. Четвертая – темно-бордовая вельветовая. Третья и четвертая «рубашки» хорошо сохранились, между ними был проложен слой ваты, всю эту «конструкцию» обследовали в 2012 году.

Та самая

Реставрация 2012-2014 годов подтвердила тот факт, что происхождения хранящегося в Успенском соборе надвратного образа Богоматери Одигитрии относится к началу XVII века до 1609 года, как и принято считать. К счастью, версии о том, что данная икона может быть моложе, не подтвердились.

Таким образом, с начала XVII века святая надвратная икона Одигитрии Смоленской является главной покровительницей и святыней Смоленщины, главным украшением Успенского собора и путеводительницей для людей, которые тянутся сюда со всей России.

По материалам монографии «Возрожденная святыня. Надвратная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», 2017.

Текст подготовил Михаил Ефимкин

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Условия размещения персональных данных

Настоящим, в целях  установления контакта с Администрацией сайта, Я выражаю готовность разместить и подтверждаю тем самым своё полное согласие на обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение) ООО  «Проект-студия «Наш ГОРОД» (ОГРН 1056758311818 ИНН 6731048922, адрес: 214031, г. Смоленск, ул. Генерала Паскевича, д. 10   (далее по тексту также — «Компания») своих персональных данных в объеме, который указан  в соответствующей регистрационной форме, в строгом соответствии с положениями Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ и иных нормативно-правовых актов РФ о защите персональных данных. Я уведомлен(а) о том, что согласие на обработку моих персональных данных может быть отозвано мною в любой момент путем соответствующего обращения в Компанию.