«Мечтаю о фото снежного человека». Фотограф года из Смоленска о своем увлечении

Победитель конкурсов 35AWARDS, «Самая красивая страна» и «Дикая природа России» Дмитрий Вилюнов рассказал о месте фотографии в своей жизни, тонкостях съемок диких животных и допустимости ретуши, а также дал советы тем, кто еще только берет в руки камеру.

Смолянин Дмитрий Вилюнов много лет занимается фотографией. В объективе его камеры – птицы, насекомые, грызуны и другие животные. В этом году Дмитрий занял первое место в международном конкурсе 35AWARDS, завоевав звание «Фотограф года» в категории «Дикая природа». SmolGrad.ru побеседовал с именитым смоленским фотографом об искусстве, мечтах и, конечно же, о том, сложно ли снимать животных.

Текст: Полина Жукова
Фото: предоставлены Дмитрием Вилюновым

— Можете рассказать про конкурс, в котором вы выиграли? Почему решили участвовать? Как он проходил?

— 35AWARDS существует всего три года, но успел завоевать популярность среди фотографов благодаря системе отбора победителей. Это происходит в три этапа. Сначала голосуют зрители, остается примерно 12% фотографий, затем голосуют резиденты сайта 35photo. А это профессиональные фотографы, прошедшие отбор на сайте. После этого остается 2% фотографий, с которыми работает 35 членов жюри из 35 стран, все они известные фотографы, наиболее заметные в своей стране. Такой сложной и справедливой системы судейства нет ни на одном конкурсе в мире. Я не очень люблю фотоконкурсы, это не спорт, где показал лучший результат и ты первый. В искусстве всё не так однозначно, но в 35AWARDS участвую регулярно именно из-за системы судейства. Ну и благодаря ей такая конкуренция: 258 тысяч фотографий из 160 стран мира.

Фото: Дмитрий Вилюнов.

— Расскажите, как вы делаете снимки животных?

Основную часть времени занимает поиск темы для съёмки: я много хожу по лесам и полям, много наблюдаю. Когда что-то попалось интересное, уже начинается этап подготовки, изучение потенциального объекта съёмки, его повадок, подготовка места и установка засидки. (Укрытия для наблюдения за животными и птицами. – Прим. ред.) Именно оттуда и ведётся непосредственно съёмка. Сходу сделать хороший, сложный  кадр — это большая редкость. И в засидке начинается выжидание, в любую погоду.

Фото: Дмитрий Вилюнов.

Дождь, например, может сделать кадр гораздо интересней. В прошлом году, в мае, я снимал чомгу (Вид водных птиц из семейства поганковых. – Прм. ред.), засидка моя стояла прямо на воде возле гнезда, на длинных «ногах». Там глубина метра два, ноги погружаются в ил на полметра, и засидка стоит довольно прочно. У чомги вот-вот должны были появиться птенцы, я хотел снять её с ними на гнезде. Это очень скоротечный момент: дело в том, что у чомги три-четыре яйца, и когда появляется первый птенец, она продолжает высиживать остальные яйца, а малыш сидит под крылом. Но как только все птенцы вылупятся, а это происходит в течение одного-двух дней, чомги вместе с птенцами покидают гнездо. Вот момент вылупления я и ждал. Чтобы его не пропустить, да и лишний раз не беспокоить птиц, я ночевал в засидке. Ночью случился штормовой ветер с ливнем и грозой, засидка моя сильно наклонилась и чуть не перевернулась, я оказался наполовину в холодной воде, не мог открыть засидку, чтобы надуть лодку — её бы попросту сдуло. Оставалось только ждать, спасая фототехнику от намокания. Но бессонная ночь прошла, пережили её и птицы на гнезде, а наутро был полный штиль с чудесным туманом и изумительным светом. Так у нас появился первый птенец, чомга даже выпустила его поплавать. А я сделал много отличных кадров.

Фото: Дмитрий Вилюнов.

— Фотография – это ваше основная деятельность? Как много посвящаете времени фотографии? 

— Нет, это просто хобби, увлечение. А вот времени я трачу на фотографию много. Снимаю с удовольствием, каждый день, практически по нескольку часов.

— Снимаете для себя или для коммерческих целей?

— Нет, никакого заработка из своего творчества я делать не хочу. Это испортит мой взгляд, был такой опыт. Да и нет необходимости в этом. В общем, мухи отдельно, котлеты отдельно.

— Сами фотографироваться любите?

— О нет, совсем не люблю.

— Фотографом рождаются или становятся, как думаете?

— Я считаю, мы все рождаемся голышом, одинаковые. А вот потом уже становимся теми, кто мы есть, и фотографами в том числе. Очень много обстоятельств в течение жизни влияют на нас и наш выбор.

— Когда вы решили стать фотографом, как пришли к этой профессии?

— Ещё в детстве у меня была плёночная «Смена», позже «Зенит», но настоящим увлечением фотография стала с приобретением первой  зеркалки в 2010 году. Как и все нормальные владельцы цифрофой камеры, я снимал всё, что только не попадало ко мне в объектив, пока в 2012 году я не поехал в Африку на сафари. Там я понял, что хочу снимать животных. С тех пор фотоохота превратилась для меня в настоящее увлечение.

— Вы получали специальное образование? Насколько оно вообще важно для работы фотографом?

— Я не получал никакого специального образования, разве что пару книг прочёл по фотографии. Книги — это всегда полезно,  них можно найти информацию и про композицию, и про построение перспективы в кадре, и про создание динамики и т.д. И этого вполне достаточно.

— Есть ли предпочтение в жанре, любите ли чёрно-белые кадры?

— В съёмке животных ч/б, как правило, не уместен. Но иногда рука сама тянется убрать цвет, очень редко я позволяю это себе. Но, отвлечённо говоря, если бы я снимал портреты людей, это наверняка был бы в основном монохром. Я люблю чёрно-белую фотографию.

Фото: Дмитрий Вилюнов.

Хорошая фотография – какая она, на ваш взгляд?

— Сюжет, история, настроение. Фотография должна дарить эмоции. Хорошая фотография заставляет вас что-то чувствовать. Однажды я увидел снимок и заплакал — вот это крутая фотография. Она была сделана на вьетнамской войне. Мужчина стоял перед танком, держа на руках тело убитого сына, как бы протягивая его в сторону солдат, сидящих на танке. Там было с десяток американских солдат, и все они смотрели на тело ребёнка.

— Что изображено на вашем идеальном кадре, снимке мечты?

Снежный человек на фоне естественной среды обитания в Гималаях. И чтоб сюжет какой-нибудь интересный: семья снежных людей играет на полянке.

Любите путешествовать?

— Да, я люблю путешествовать и путешествую много. Но особенно люблю возвращаться домой. Я полон любви ко всему миру, и не смог бы назвать место, которое мне нравится больше других. Но я не люблю большие города, предпочитаю быть там, где нет людей.

— Каким вы видите будущее фотографии, как искусства и как профессии?

— С профессией всё более или менее понятно, вряд ли что-то изменится. Она была, есть и будет, ибо в ней есть необходимость. А вот как вида искусства будущее фотографии мне не понятно. С появлением цифровой, легкодоступной фотографии, а именно за последние лет десять, произошла революция, фотография вышла на совершенно другой уровень. Обычно после таких резких скачков происходит застой. Возможно, мы прямо сейчас переживаем золотой век фотографии, как искусства.

— Как вы относитесь к «подсматриваю» идей у коллег?

Мы все общаемся в интернет-пространстве и видим очень много разных карточек каждый день. Тут глаза не закроешь, волей-неволей подсматриваешь чужие идеи. А вот повторять в моём жанре попросту невозможно — это не постановочная фотография. Да и смысла нет никакого. А в целом, конечно, всегда интересно придумывать своё, это же и есть творчество.

Фото: Дмитрий Вилюнов.

— Есть что-то, чего бы вы никогда не сделали ради хорошего снимка?

— Много чего я не делаю ради хорошего снимка. Например, стараюсь не беспокоить птиц и животных, особенно во время размножения. Снимок — это не сама цель, уважительное отношение к природе важнее. А гибель птенцов, например, в результате невежественного поведения, не стоит никаких кадров.

— Как относитесь к ретуши?

— Ретушь в современной фотографии есть, и от этого никуда не денешься, глупо с этим бороться. Другой вопрос, если вы посылаете свои работы на конкурс, там всё четко оговорено правилами, и обработка должна быть в рамках дозволенного. Для этого всегда на стадии финала запрашивают оригиналы в формате RAW.И если свето- и цветокорекция — это нормально, то уже пририсовать или убрать лишнее не получится.

Фото: Дмитрий Вилюнов.

— Что вас вдохновляет?

— Любовь к жизни. Рассвет, туман, роса на траве, пение птиц, дождь, луна, шум листвы, осень, неожиданные встречи в лесу и много всего ещё.

— Какой совет можете дать начинающему фотографу?

Не тужьтесь. Делайте всё легко и с любовью. Если нет удовольствия от процесса, то и результат вряд ли придёт.

Досье. Дмитрий Вилюнов родился в Смоленске в 1973 году, окончил смоленскую школу №11, учился в смоленском филиале МЭИ. Предприниматель. Занимался автоспортом, является мастером спорта, вице-чемпионом России 2006 года. Одерживал победы на конкурсах «Дикая природа России» 2015 и 2016 года, «Самая красивая страна 2016»,35AWARDS 2015, фотограф года 35AWARDS 2017.

Видеоролик с работами победителей конкурса 35AWARDS 2017 (номинация «Дикая природа» с 18 минут 40 секунд):

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Условия размещения персональных данных

Настоящим, в целях  установления контакта с Администрацией сайта, Я выражаю готовность разместить и подтверждаю тем самым своё полное согласие на обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение) ООО  «Проект-студия «Наш ГОРОД» (ОГРН 1056758311818 ИНН 6731048922, адрес: 214031, г. Смоленск, ул. Генерала Паскевича, д. 10   (далее по тексту также — «Компания») своих персональных данных в объеме, который указан  в соответствующей регистрационной форме, в строгом соответствии с положениями Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ и иных нормативно-правовых актов РФ о защите персональных данных. Я уведомлен(а) о том, что согласие на обработку моих персональных данных может быть отозвано мною в любой момент путем соответствующего обращения в Компанию.